«Московский кредитный банк» подготовил отчет о политике и расходах банка в области научно-технического развития, в отношении лицензий и патентов, новых разработок и исследований за четвертый квартал 2011 г.
Согласно отчету, политика МКБ в области научно-технического развития ориентирована на совершенствование банковских технологий, на разработку, оптимизацию и повышение надежности работы банковских информационных систем. Посредством развития возможностей в области ИТ «Московский кредитный банк» рассчитывает снизить материальные и временные расходы в большинстве бизнес-процессов. По мнению МКБ, такой подход позволяет увеличить конкурентные позиции, привлекательность банковских продуктов и повышает качество обслуживания клиентов.
В целом стратегия развития банка предусматривает максимальное использование систем дистанционного обслуживания клиентов. Большинство клиентов МКБ — юридических лиц используют систему клиент-банк «Ваш Банк в Вашем офисе». Благодаря этому объем электронного документооборота в банке составляет около 90% от общего количества обрабатываемых документов, говорится в отчете. В системе «Ваш Банк в Вашем офисе» используется сертифицированное ФСБ России средство криптозащиты CryptoPro, которое соответствует требованиям по безопасности, предъявляемым к СЭД.
С 2007 г. в МКБ работает система электронного банкинга для физических лиц «МКБ-Онлайн», которая, по данным банка, завоевывает все большую популярность среди клиентов. В настоящее время она позволяет получать информацию о своих счетах и продуктах (остатки, выписки, начисленные проценты по депозитам, задолженность по кредитам и пр.), а также совершать платежи в рублях и в иностранной валюте, совершать переводы в адрес многих торгово-сервисных предприятий. Помимо этого, банк является участником системы интернет-платежей HandyBank.
В четвертом квартале 2011 г. в «Московском кредитном банке» завершился проект по разработке системы мобильного банкинга для физических лиц и проходила ее опытная эксплуатация, а также был закончен первый этап проекта по созданию системы интернет-банкинга для юридических лиц. В рамках данного проекта была реализована возможность отправлять в банк рублевые платежные поручения, сообщения в свободном формате и делать запросы на выписки. В настоящее время идет этап опытной эксплуатации системы, а также проводятся работы по ее дальнейшей доработке. На первый квартал 2012 г. запланировано начало промышленной эксплуатации систем мобильного банкинга для физических лиц и интернет-банкинга для юридических лиц.
В 2008 г. МКБ начал реализацию проекта по созданию собственной терминальной сети. К концу четвертого квартала 2011 г. терминальная сеть банка насчитывала более 4 тыс. терминалов. С помощью терминалов самообслуживания клиенты могут самостоятельно совершать платежи в адрес торгово-сервисных предприятий как за наличный расчет, так и с использованием банковских карт Visa и MasterCard. С помощью платежных терминалов клиенты могут получать информацию о своих банковских продуктах, пополнять счета и вклады, открытые в банке, погашать кредиты, а также выполнять денежные переводы по России и ближнему зарубежью. Как отмечается в отчете, МКБ активно развивает данное направление бизнеса и на сегодняшний день заключил прямые договоры на прием платежей с операторами «Мегафон», «Билайн», МТС, «Яндекс-деньги», WebMoney и многими другими.
В настоящее время МКБ функционирует собственный процессинговый центр банковских карт от компании TSYS Card Tech. Банк является полноправным участником (Principal Member) международных платежных систем Visa и MasterCard. В соответствии со стратегией развития банка в четвертом квартале 2011 г. продолжалась реализация проекта по расширению банкоматной сети. Так, к концу четвертого квартала 2011 г. банкоматная сеть МКБ насчитывала более 600 банкоматов, в том числе 38 банкоматов с функцией приема наличных. А в конце третьего квартала 2011 г. совместно с компанией «Инфосистемы Джет» банк успешно завершил проект по сертификации на соответствие требованиям стандарта PCI DSS.
В «Московском кредитном банке» также внедрена и успешно используется CRM-система Oracle Siebel. Данная система позволяет поэтапно автоматизировать работу бизнес-подразделений банка, а также организовать эффективное взаимодействие между клиентами и банком. В четвертом квартале 2011 г. руководством банка были определены стратегические цели и намечены шаги, направленные на реализацию в CRM Siebel новых бизнес-процессов для розничного и корпоративного бизнеса.
Кроме того, в МКБ функционирует центр инкассации. Для автоматизации деятельности сотрудников, работающих в этом центре, в течение последних четырех лет используется специализированное программное обеспечение, разработанное ИТ-специалистами банка. По информации банка, возможности этого ПО позволяют снизить затраты на инкассацию торговых точек своих клиентов, инкассацию денежной выручки и денежной наличности у клиентов других кредитных организаций, проводить инкассацию терминалов и банкоматов, а также инкассировать внутренние структурные подразделения кредитных организаций. В соответствии со стратегией развития банка в четвертом квартале 2011 г. проводилась адаптация ПО для обеспечения одновременной работы нескольких расчетно-кассовых центров (РКЦ). Открытие второго РКЦ запланировано на первый квартал 2012 г.
В четвертом квартале 2011 г. банк совместно с компанией SAPRUN приступил к реализации долгосрочного проекта по внедрению аналитического хранилища данных от компании SAP. Целью данного проекта является автоматизация процесса построения управленческой отчетности.
Между тем, МКБ уделяет большое внимание и вопросам построения отказоустойчивой ИТ-инфраструктуры. Для создания отказоустойчивых решений преимущественно используется оборудование IBM, Cisco, Juniper, HP, Avaya-Nortel. При этом обеспечивается регулярная замена устаревшего оборудования.
На данный момент в банке функционируют два независимых центра обработки данных (ЦОД), построенных в 2007-2008 гг. Центры удовлетворяют требованиям МКБ по организации бесперебойного электроснабжения, оборудованы системами пожаротушения и кондиционирования. В случае выхода одного из них из строя, вся нагрузка по обеспечению текущей деятельности банка может быть перенесена на второй. В связи с ростами объемов бизнеса в третьем квартале 2011 г. началась реализация проекта по созданию третьего ЦОДа. Новый ЦОД строится с использованием технологических решений компании APC и, согласно планам банка, будет введен в эксплуатацию в начале 2012 г.
В ЦОД банка функционируют несколько Blade Center производства IBM под управлением VMware ESX Infrastructure. МКБ также имеет собственную волоконно-оптическую сеть передачи данных для обеспечения связи между крупными офисами. На основном сервере баз данных используется технология Oracle Real Application Cluster, что позволило увеличить его мощность и надежность функционирования автоматизированной банковской системы, говорится в отчете.
Наконец, в четвертом квартале 2011 г. в банке был проведен ряд мероприятий по реализации требований, указанных в законе о защите персональных данных (152-ФЗ), а также по модернизации корпоративной почтовой системы. Для этого были закуплены и введены в эксплуатацию новые серверы, на которых функционирует почтовая система, а также проведен апгрейд MS Exchange Server с версии 2003 до версии 2010. Кроме того, в четвертом квартале ушедшего года стартовал проект по модернизации используемой в МКБ дисковой системы хранения данных, который, как ожидается, завершится во втором квартале 2012 г.
На текущий момент в «Московском кредитном банке» не происходит системных сбоев, способных заметно повлиять на его нормальную работу, сообщили в банке. Система регулярно тестируется и обновляется квалифицированными специалистами Управления информационных технологий МКБ.